Этапы выполнения геодезических работ для строительства железных дорог, особенности и требования. Нормативно-правовая база по регулированию дорожного строительного процесса в инженерной геодезии.
Строительство железных дорог проводят с обязательным геодезическим сопровождением, проведением топографической съемки . На местности, где будет пролегать трасса, проводят инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации и проектирования дороги.
Специалисты Компания «Промтерра» детально изучают особенности района и выполняют исследования рельефа на месте прохождения линейных объектов. Инженеры-геодезисты определяют какие сложности могут возникнуть, выполняют ряд геодезических изысканий, контролируют процесс и заполняют отчетную документацию.
Инженерная геодезия для железнодорожного строительства
Топографо-геодезические работы для проведения строительства железных дорог строго регламентируются стандартами, нормативными актами, сводами правил для линейных объектов и техническими инструкциями.
Все инженерные мероприятия можно условно разделить на четыре основных этапа:
- Первый этап заключается в восстановлении трассы. Для этого специалисты выносят в натуру проектные значения и делают закрепление типовыми знаками. После этого важно сделать контрольно-измерительные геодезические работы, чтобы определить углы поворотов с параллельной простановкой пикетов. Если зафиксированы какие-либо превышения проектных значений, они должны быть устранены на этапе подготовки и до начала строительства. Восстановление трассы необходимо проводить, поскольку за время выполнения инженерных изысканий многие знаки оказываются или смещенными, или утерянными.
- На втором этапе предстоит проведение работ по сооружению земляного полотна железной дороги. В нужных местах полосы устраняют естественные и искусственные препятствия (большие камни, постройки, деревья, кусты). Основная задача состоит в установке плюсовых точек и пикетов в соответствии с нормативными расстояниями. При прямой полосе эти работы выполняют через каждые 50 метров, а на кривых – максимум каждые 20 метров. Это необходимое условие для разбивки земляного полотна. В процессе работ специалисты располагают на местности необходимые знаки, способствующие определению границ железнодорожной насыпи, выемок, специальных водоотводных сооружений. По вехам-высотникам на насыпях определяют проектные высоты с помощью нивелирования.
- Следующий этап строительства полотна железной дороги, при котором обязательно сопровождение прикладной геодезии, заключается в укладке рельс, шпал и балласта, то есть верхнего строения пути. При этом необходимо, чтобы оси путей были точно закреплены на земляном полотне. В процессе укладки элементов верхнего строения пути часто приходится восстанавливать оси. После этого укладывают рельсовые звенья, колею и выполняют исполнительную геодезическую съемку, цель которой состоит в контроле проектных отметок положения. С помощью нивелирования специалисты исследуют плавность кривых железнодорожного пути.
- Отсыпка земляного полотна и создание разбивочной основы на станциях – завершающий этап. По окончании геодезических работ составляют разбивочный чертеж. Итоговая исполнительная съемка станций дает окончательные сведения о железнодорожных путях и их высотных отметках. В заключение процесса сопровождения строительства инженерной геодезии составляют исполнительный план, в котором отображают продольные профили путей и раздельные пункты.
Нормативное регулирование геодезического сопровождения
Процесс геодезических работ в железнодорожном строительстве регулируется рядом документов, среди которых основной и действующий – СП 126.13330.2012. В нем описаны требования к техническим средствам и оборудованию, методология проведения работ по инженерной геодезии, нормативные показатели, необходимая точность измерения и указан ряд смежных ГОСТ, сводов правил и СНиП.
Компания «Промтерра» имеет большой опыт в геодезическом сопровождении строительства линейных объектов железных и автомобильных дорог, проведении исполнительной съемки стен и других несущих конструкций, поэтому качество услуг всегда подтверждено точными результатами и соответствием установленным стандартам.