Основные правила и положения - Практикум по инженерной геодезии и аэрогеодезии



Индекс материала
Практикум по инженерной геодезии и аэрогеодезии
Основные правила и положения
Правила обращения с геодезическими приборами
Требования при полевых геодезических и лабораторных работах
Требования к графическому оформлению материалов
Организация и постановка научно-исследовательских работ

Основные правила и положения

Порядок проведения лабораторных, расчетно-графических и учебно-исследовательских работ Лабораторные работы предусматривают изучение современных геодезических и фотограмметрических приборов, их типов, характеристик, особенностей конструкции в соответствии с действующими на них ГОСТами, с порядком и последовательностью измерений, их точностью. Проводятся измерения по технологии, принятой на производстве.

В процессе самостоятельных лабораторных работ выполняют геодезические и фотограмметрические измерения и съемки, приобретаются навыки в работах с приборами, картами и аэрофотоснимками. Работы производятся в лабораториях в отведенное расписанием время. Перед каждой лабораторной работой студенты самостоятельно готовятся к ней по конспекту лекций, учебнику, практикуму и методическим пособиям в соответствии с заданием, указанным в тетради лабораторных работ. Подготовка сопровождается изучением специального оборудования и правил обращения с ним.

Перед каждой лабораторной работой, в беседе, преподаватель выясняет подготовленность каждого студента к очередной работе. Все подготовленные студенты допускаются к ней, а недостаточно подготовленные отстраняются от работы и в свободное от занятий время продолжают подготовку к работам по литературным источникам. Отставшие студенты выполняют лабораторные работы в дополнительное время, отводимое лабораторией для консультации и приемки зачетов преподавателю. Студенты к ним, так же как и раньше, допускаются после беседы преподавателя со студентами. Достаточно подготовленные студенты получают допуск к работам. Все студенты, не получившие зачета по лабораторным работам, к завершающим курсовым деловым играм и к экзамену не допускаются.

Изучение геодезических приборов начинается с определения основных требований, которым должны удовлетворять данный тип прибора и вытекающая из них технология измерений.

В процессе лабораторных работ необходимо хорошо освоить основные виды и приемы геодезических-измерительных работ и основные правила обращения с геодезическими приборами. Расчетно-графические работы предназначены для самостоятельного освоения будущими специалистами технологии ведения основных инженерно-геодезических и аэрогеодезических работ в соответствии с современной техникой измерении, вычислений и оформления технической документации (журналов, абрисов, ведомостей, контурных планов, продольных и поперечных профилей).

Отдельные виды работ проводятся после окончания соответствующих им лабораторных измерений, на базе которых они и ведутся. Лабораторные работы рекомендуется сопровождать самостоятельной проработкой студентами каждого основного теоретического положения по геодезическим измерениям и обоснованному подбору прибора или применяемого на производстве эффективного метода измерительных работ.

При выполнении геодезических работ необходимо также умело подбирать технологию измерений, соответствующую ей точность геодезических приборов и их принадлежностей; учитывать производительность работ и качество их исполнения. Технология геодезических работ основана на общем принципе ее проведения—от общего к частному, от создания основной опорной сети работ к съемке подробностей. Такой подход обеспечивает наибольшее рациональное ведение геодезических и фотограмметрических измерений надлежащего качества с правильной организацией их производства и высокой производительностью. В настоящее время используют механизированные комплексы ведения работ, обеспечивающие достижение максимальной эффективности во всем технологическом процессе, а геодезические и фотограмметрические измерения зачастую являются неотъемлемой частью такого автоматизированного процесса. В условиях комплексной механизации работ огромную роль играет постоянно действующий контроль за качеством и производительностью труда. Такой контроль должен пронизывать весь производственный комплекс с оценкой каждого этапа его выполнения. Для проведения высококачественных работ должно соблюдаться неотъемлемое правило: ни шагу вперед без контроля предыдущих действий. Выбор целесообразных комплексов проведения проектно-изыскательских и строительных работ в различных условиях местности на разных стадиях проектирования и строительства должен содержать наиболее передовые и эффективные методы, наиболее совершенную современную технику и прогрессивную технологию работ.

В процессе завершения учебных работ и основных видов учебной геодезической практики рекомендуется проведение деловых игр с геодезическими и фотограмметрическими измерениями, составляющими основной технологический комплекс отраслевых изысканий для проектирования инженерных сооружений. В периоды учебной геодезической и технологической производственной практики предполагается изучать методы полевого и воздушного дешифрирования фотоснимков, основные приемы перенесения проектов сооружений в натуру и разбивки сооружений. Особенно ценным для специалистов-отраслевиков было бы их ознакомление с геодезическим управлением работой основных рабочих органов строительных машин и с геодезическим контролем за качеством строительных работ непосредственно в производственных условиях.

В периоды освоения геодезической техники и проведения современных геодезических измерений в лабораториях, на геодезической практике и при проведении деловых игр рекомендуется выполнять некоторые исследования и экспериментальные сопоставления, направленные на закрепление основных знаний и оценку техники и технологии производства измерительных работ с приборами, а для целенаправленного творческого усвоения технологии инженерно-геодезических и аэрогеодезических работ по трассе проектируемого сооружения или при топографической съемке участка — проведение деловых игр. Они нужны для определения наиболее современной и производительной технологии, выбора лучшего оборудования и рациональной комплексной механизации геодезических и аэрогеодезических работ в период проектирования или строительства инженерного сооружения иа уровне самой совершенной методики их производства. При этом назначаются учебно-исследовательские работы, предусматривающие развитие у студентов творческого подхода к решению многих геодезических и фотограмметрических задач и приобретение навыков у студентов самостоятельно мыслить и творчески развивать инициативу при поиске лучших технологий, организации работ, в подборе наиболее целесообразной техники измерений и творческих решений.

На старших курсах при изучении инженерной аэрогеодезии: студентами в лабораториях осваивается самая передовая современная фотограмметрическая техника измерений, методика построения специальных цифровых моделей местности инженерного назначения и технология проведения отраслевых инженерных аэрогеодезических работ в системах автоматизированного проектирования сооружений (дорог, аэродромов, мостовых переходов). По мере развития лабораторных и расчетно-графических работ по аэрогеодезии рекомендуется вводить творческую деловую игру по выбору лучшей технологии ведения отраслевых инженерно-аэрогеодезических работ при трассировании или автоматизированном проектировании инженерного сооружения. Если в начале изучения инженерной геодезии и аэрогеодезии учебные исследования целесообразно проводить по сравнительно узкой тематике, оценивающей работу отдельных приборов, или своеобразной методике измерений, то в конечной стадии обучения и при дипломиом проектировании рекомендуется проводить более глубокие исследования, направленные на разработку отдельных оригинальных технологических схем, а иногда и целых комплексных систем производства инженерно-геодезических и аэрогеодезических работ при проектировании или строительстве инженерного сооружения.