Инженерная геодезия для автомобильных дорог



20.03.2016

Геодезические работы при строительстве автомобильных дорог: состав, требования и нормы. Как результаты изысканий влияют на качество дорожного полотна, чем грозит нарушение проектных меток.

Исследования в области инженерной геодезии и геологии, в процессе строительства автомобильных дорог, являются комплексные изыскания, направленные на получение детальной информации о местности, ее особенностях, рельефе, геологических характеристиках и условий планировки линейных объектов. К проектированию и дорожному строительству предъявляют высокие требования (износостойкость, надежность, способность выдерживать большие нагрузки), которые регулируются государственными нормативными актами. Один из основных документов – СП 243.1326000.2015.

Группа Компаний «Промтерра» выполняет полный цикл геодезических работ при проектировании, реконструкции и строительстве автомобильных дорог, стоянок, парковок, примыканий и пересечений. Исследования проводят на всех этапах, начиная от изучения первоначальной документации, топографической съемки, разбивки осей на местности и до оформления итоговых технических отчетов.

 

Геодезические работы при строительстве автодорог

Первоначальная задача при проектировании – определение максимально предполагаемой нагрузки на трассу, то есть какой вес она сможет выдерживать при движении легкового или грузового транспорта. Для этого важно правильно произвести все геодезические измерения и выбрать оптимальный участок местности для будущей автомобильной дороги, включая примыкания и пересечения.

На первом этапе проводят анализ имеющихся топографических планов и геоподосновы территории. После выполнения рекогносцировки на местности и трассирования инженеры-геодезисты делают разбивку осей, а также вертикальных и горизонтальных кривых для главных и второстепенных дорог.

Кроме указанных картографических и геодезических работ проводят следующие:

  • топографическая съемка участка с созданием новых топопланов;
  • измерения электронными тахеометрами линейных участков;
  • вынос в натуру высоты полотна и поворотов трассы;
  • разбивочные геодезические работы с расставлением пикетов и поперечников;
  • исполнительные съемки и нивелирование в процессе строительства;
  • разбивка земляного полотна и геодезический мониторинг проектных отметок.

Инженерные изыскания для проектирования и будущего строительства автодорог предполагают, кроме проведение геодезических работ для линейных объектов и топографической съемки участка, гидрометрические, экологические и геологические исследования. Важно правильно расчитать степень воздействия внешних осадков, которые разрушительно влияют на дорожное покрытие и его состояние. От результатов выполнения изысканий зависит выбор участка прохождения линейного объекта, строительных материалов (щебень, песок, асфальт) и финансово-экономическое обоснование целесообразности тех или иных мероприятий.

 

Результаты геодезических изысканий и рабочая документация

Детальность проведения изысканий в прикладной геодезии и разбивочных работ зависит от требований к точности результатов, которые оговорены в техническом задании. Кроме того, нормы показателей регламентируются сводами правил, ГОСТ и зависят от категории автомобильной дороги.

Объекты дорожной инфраструктуры для которых проводят геодезические изыскания:

  • автомагистрали и скоростные трассы;
  • главные и второстепенные дороги;
  • дороги местного и регионального назначения l-V категории;
  • стоянки и парковки легкового и грузового автотранспорта;
  • мосты, туннели, эстакады и другие линейные сооружения.

Вся рабочая документация, которая составляется в процессе работ по геодезии при проектировании и строительстве автомобильных дорог, формируется в соответствии с установленными стандартами. В состав входят топографические чертежи, спецификации на оборудование, планы дорог, перемещения земляных масс, схемы расположения на местности ТСОДД (средств организации дорожного движения).

На каждом этапе строительства автодорог необходимо проводить контроль проектных меток. Отклонения от значений может составлять не более 1 см при укладке слоев насыпи. Большие погрешности значений для дорожного полотна приведут к нарушению технологии строительства и искажению проектных расчетов. Такой факт приводит к дополнительным финансовым затратам и низкому качеству готовой работы.

Промтерра

Группа Компаний «Промтерра» предоставляет услуги геодезического сопровождения строительства автомобильных дорог на всех этапах, проводит транспортное моделирование дорожного движения, а также выполняет все необходимые инженерные изыскания для разработки разделов проектной документации. По окончанию работ готовый проект в полном объеме отправляется заказчику исследований для дальнейшего согласования и прохождения независимой экспертизы (оказываем содействие).