Геодезические работы для строительства железных дорог



19.03.2016

Этапы выполнения геодезических работ для строительства железных дорог, особенности и требования. Нормативно-правовая база по регулированию дорожного строительного процесса в инженерной геодезии.

Строительство железных дорог проводят с обязательным геодезическим сопровождением, проведением топографической съемки . На местности, где будет пролегать трасса, проводят инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации и проектирования дороги.

Специалисты Группы Компаний «Промтерра» детально изучают особенности района и выполняют исследования рельефа на месте прохождения линейных объектов. Инженеры-геодезисты определяют какие сложности могут возникнуть, выполняют ряд геодезических изысканий, контролируют процесс и заполняют отчетную документацию.


Инженерная геодезия для железнодорожного строительства

Топографо-геодезические работы для проведения строительства железных дорог строго регламентируются стандартами, нормативными актами, сводами правил для линейных объектов и техническими инструкциями.

Инженерная геодезия для подготовки проекта железной дорогиПроведение геодезических работ при железнодорожном строительстве

Все инженерные мероприятия можно условно разделить на четыре основных этапа:

  1. Первый этап заключается в восстановлении трассы. Для этого специалисты выносят в натуру проектные значения и делают закрепление типовыми знаками. После этого важно сделать контрольно-измерительные геодезические работы, чтобы определить углы поворотов с параллельной простановкой пикетов. Если зафиксированы какие-либо превышения проектных значений, они должны быть устранены на этапе подготовки и до начала строительства. Восстановление трассы необходимо проводить, поскольку за время выполнения инженерных изысканий многие знаки оказываются или смещенными, или утерянными.
  2. На втором этапе предстоит проведение работ по сооружению земляного полотна железной дороги. В нужных местах полосы устраняют естественные и искусственные препятствия (большие камни, постройки, деревья, кусты). Основная задача состоит в установке плюсовых точек и пикетов в соответствии с нормативными расстояниями. При прямой полосе эти работы выполняют через каждые 50 метров, а на кривых – максимум каждые 20 метров. Это необходимое условие для разбивки земляного полотна. В процессе работ специалисты располагают на местности необходимые знаки, способствующие определению границ железнодорожной насыпи, выемок, специальных водоотводных сооружений. По вехам-высотникам на насыпях определяют проектные высоты с помощью нивелирования.
  3. Следующий этап строительства полотна железной дороги, при котором обязательно сопровождение прикладной геодезии, заключается в укладке рельс, шпал и балласта, то есть верхнего строения пути. При этом необходимо, чтобы оси путей были точно закреплены на земляном полотне. В процессе укладки элементов верхнего строения пути часто приходится восстанавливать оси. После этого укладывают рельсовые звенья, колею и выполняют исполнительную геодезическую съемку, цель которой состоит в контроле проектных отметок положения. С помощью нивелирования специалисты исследуют плавность кривых железнодорожного пути.
  4. Отсыпка земляного полотна и создание разбивочной основы на станциях – завершающий этап. По окончании геодезических работ составляют разбивочный чертеж. Итоговая исполнительная съемка станций дает окончательные сведения о железнодорожных путях и их высотных отметках. В заключение процесса сопровождения строительства инженерной геодезии составляют исполнительный план, в котором отображают продольные профили путей и раздельные пункты.

Нормативное регулирование геодезического сопровождения

Процесс геодезических работ в железнодорожном строительстве регулируется рядом документов, среди которых основной и действующий – СП 126.13330.2012. В нем описаны требования к техническим средствам и оборудованию, методология проведения работ по инженерной геодезии, нормативные показатели, необходимая точность измерения и указан ряд смежных ГОСТ, сводов правил и СНиП.

Геодезическое сопровождение строительства железных дорог и путей

Группа Компаний «Промтерра» имеет большой опыт в геодезическом сопровождении строительства линейных объектов железных и автомобильных дорог, проведении исполнительной съемки стен и других несущих конструкций, поэтому качество услуг всегда подтверждено точными результатами и соответствием установленным стандартам.